Основные положения ФЗ «О гражданстве Российской Федерации. Удостоверение личности россиянина. Государственные органы и вопросы гражданства

Закон о гражданстве конкретного государства регламентирует статус жителей страны. В нем содержатся все основные моменты, которые касаются каждого человека. Всем подданным Российской Федерации полезно знать основные положения закона, ведь в нем отражены все обязанности и права россиян.

Основные пункты

Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации содержит принципы и правила, которые контролируют правовые отношения, связанные с данным статусом. Кроме того, в нем прописаны все моменты, касающиеся оснований, условий вступления в гражданство, получения его при рождении и прекращении.

Закон о гражданстве РФ в свою очередь регламентирован:

  • Конституцией государства;
  • интернациональными договорами между Россией и другими странами;
  • нормативными и правовыми актами страны.

Подданство РФ - это правовая связь жителя с государством. Выражается она в совокупности обязанностей прав сторон относительно друг друга. В определенных случаях россиянин может иметь двойное гражданство, то есть являться одновременно гражданином двух разных государств.

Кто может считаться россиянином?

Федеральный закон о гражданстве признает россиянами следующие категории лиц:

  • Жители страны, получившие данный статус по рождению, в соответствии с правовыми нормами действующего законодательства.
  • Жители России, которые прошли процесс вступления в подданство после прибытия на ее территорию из другой страны.

Основные термины и понятия

Какие понятия содержит закон о гражданстве:

  1. Иностранный подданный - лицо, которое не является полноправным гражданином РФ, так как имеет принадлежность к другому государству.
  2. Лицо, не имеющее гражданства - житель страны, который не имеет доказательств своей принадлежности к Российской Федерации или другой стране.
  3. Ребенок - россиянин (иностранный подданный, лицо без гражданства), чей возраст не достиг 18 лет.
  4. Проживание - правомерное нахождение лица на территории Российской Федерации и за ее пределами.
  5. Территория России - находящаяся в пределах определенных административных и федеральных границ область (в соответствии с действующим законодательством).
  6. Стандартный порядок получения или прекращения подданства РФ - рассмотрение вопросов и заявлений от жителей или гостей страны, а также принятие решений по ним. В этом случае полностью соблюдается Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации, и решение принимает лично президент.
  7. Упрощенный порядок вхождения в подданство или наоборот, прекращения гражданства - вариант рассмотрения заявлений от жителей и гостей страны в более короткие сроки, на уровне муниципального образования страны. Для этого у заявителя должны быть определенные основания, позволяющие претендовать на льготное приобретение статуса россиянина. Окончательное решение принимается начальником миграционной службы по месту обращения.
  8. Вид на жительство - документ, который подтверждает правомерность нахождения конкретного лица на территории России. Выдают его иностранным подданным и лицам без гражданства. Во втором случае ВНЖ заменяет удостоверение личности.


Принципы и правила

Закон о гражданстве не содержит и не может содержать положений, которые бы ограничивали права подданных страны по религиозной, расовой или языковой принадлежности. Независимо от того, каким образом гражданин получил статус россиянина (по рождению или путем натурализации) никаких различий для разных категорий не предусмотрено, то есть они имеют равные права и обязанности.

Если подданный Российской Федерации проживает за пределами страны, это не является основанием для прекращения его принадлежности к своей стране. Закон о гражданстве РФ не предусматривает возможности лишить россиянина подданства или ограничить его права в изменении своего статуса. Кроме того, гражданина России не могут депортировать или выслать из страны насильно, даже если он совершил правонарушение.

Правительство страны положительно относится к желанию лиц без гражданства, проживающих в России, вступить в подданство. Принадлежность лица к числу россиян или наличие у него в прошлом гражданства СССР регламентируют законодательные акты Российской Федерации (РСФСР, СССР) либо соглашения с другими государствами (касательно подданства или двойного положения лиц).

Пункты закона для лиц с двойным положением

Некоторые жители государства имеют не только российское гражданство. Закон в отношении данной категории лиц устанавливает следующие правила:

  1. Каждый россиянин, имеющий второе подданство, на территории РФ рассматривается только как гражданин этой страны. Исключение составляют только лица, которые попадают под действие международных соглашений. Например, Россия и Туркменистан подписали договор о двойном положении, поэтому россияне, имеющие дополнительное подданство Туркменистана, официально признаются лицами с двойной принадлежностью.
  2. Федеральный закон о российском гражданстве не запрещает подданным страны получать паспорт другого государства (то есть отказываться от прежнего статуса не нужно, и в принудительном порядке его не могут отнять). Однако важно помнить, что все россияне, которые проходят интеграцию в другой стране, обязаны уведомить миграционный отдел о получении подданства другого государства. Если второй паспорт получает несовершеннолетний, ответственность за него несет официальный представитель (родитель, попечитель, опекун). При нарушении данного пункта Конституции предусмотрена административная ответственность и денежный штраф. Исключение делают только для тех, кто постоянно живет за пределами РФ.


Статус россиянина и акты гражданского состояния

Некоторые ошибочно полагают, что вступление в брак с подданным РФ дает иностранцу автоматическое право на получение российского паспорта. На самом деле семейные узы являются лишь одной из причин для приобретения статуса в упрощенном порядке, но только через три года совместного проживания.

Если один из супругов меняет гражданство, для другого статус не изменяется. Официальное расторжение брака не меняет принадлежности к конкретному государству ни бывших супругов, ни детей, рожденных в данной семье (или усыновленных).

Защита россиян, находящихся за пределами родной страны

Закон о гражданстве предполагает покровительство государства абсолютно всем россиянам во время их заграничных поездок. На территориях разных стран существуют консульства, посольства и иные представительства РФ. Гражданин России может обратиться в такое учреждение и рассчитывать на помощь и взаимодействие сотрудников. Должностные лица обязаны обеспечить представителю Российской Федерации возможность использовать все свои законные права в полном объеме. При необходимости в консульстве также защищаются нарушенные права россиян.

Удостоверение личности россиянина

Лицо, проживающее на территории Российской Федерации, обязательно имеет удостоверение личности. Виды документов определяются Конституцией РФ. Таковыми могут являться: паспорт, вид на жительство или временное удостоверение. В любом случае документ содержит все данные владельца, срок действия документа и информацию об организации, выдавшей его.

Законодательные акты, регламентирующие жизнь иностранных лиц в России, неоднократно корректировались и изменялись с даты их издания. В этом году преобразования коснулись ФЗ № 62 от 31.05.2002 года. Рассмотрим, что представляет собой новый закон о гражданстве РФ 2017 года с изменениями и дополнениями, а также нововведения в других законах, касающихся жизни иностранцев в России.

Разрешение на временное проживание (РВП) позволяет иностранцу и апатриду находиться легально в стране до обретения вида на жительство. В законе о гражданстве Российской Федерации 2017 года в его последней редакции не упоминается о нововведениях при получении РВП. Они отражены в двух других законах:

  • в ФЗ № 114 от 15.08.1996 года;
  • в ФЗ № 115 от 25.07.2002 года.

Согласно коррективам этого года, в :

  • иностранцы и апатриды теперь получают обыкновенную визу на 4 месяца, если они собираются получить РВП;
  • иностранцы и апатриды, получившие РВП, могут въезжать и выезжать из России по документам, удостоверяющим их личность, и визам временно проживающего лица.

За инвестиции



Возможность приобретения гражданства за инвестиции положительно характеризует развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации на современном этапе. Для крупного инвестора-иностранца законом предусмотрены следующие условия:

  • его часть в уставном капитале российской компании (юридического лица) равна или больше 10 % на протяжении 3 лет до подачи заявления;
  • величина уставного капитала должна быть равна или больше 100 млн рублей.

Кроме того, за три года юрлицо уплачивает в казну РФ сумму, равную 6 млн рублей или больше в виде сборов, налогов и страховых взносов.

По трудовому патенту

Упрощенный порядок возможен для иностранцев и апатридов, если они работали не меньше 3-х лет легально по профессиям, указанным в специальном перечне, утвержденном Минтруда РФ. его можно у нас на сайте. Указанные категории лиц предоставляют дополнительно трудовую книжку или трудовые договоры и сведения об ИЛС из ПФР.

Гражданство для детей



Ребенок, родившийся от граждан России, автоматически обретает гражданство. И не важно, в каком государстве он появился на свет. Никаких специальных документов, доказывающих этот факт, обычно не требуется. Но иногда юридически все же необходимо. Например, если подаются документы на оформление материнского капитала, ребенка вывозят за границу и в ряде других ситуаций.

Стать гражданином ребенок может и когда гражданство имеет один из его родителей либо они оба иностранцы. Правда, в последнем случае он должен родиться в России, а государство, к которому относятся его родители, не дает ему законный статус гражданина. Все споры, конфликты, возникающие по этому поводу, разрешаются в суде, на это указывает статья 41 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Восстановление российского гражданства

Апатриды и иностранцы, в прошлом бывшие россиянами, вправе заявлять права на возобновление своего статуса. В том числе рассчитывать и на .

Человек имеет право выйти из гражданства РФ. Согласно дополнениям от 3 сентября 2017 года, включенным в президентский в этой ситуации гражданин должен предоставлять с остальными требуемыми документами и военный билет.

Изменение полномочий сотрудников ГУВМ МВД РФ

В апреле 2016 года президентом России был подписан указ об упразднении ФМС. Вслед за этим в МВД РФ появилось новое структурное подразделение – Главное управление по вопросам миграции или ГУВМ. Оно приняло на себя полномочия ФМС. были внесены изменения, согласно которым все упоминания и названия упраздненной службы заменены новыми, актуальными.

В 2017 году текст Положения вновь корректировался в соответствии с президентским указом № 410 от 3 сентября. Теперь допускается предъявление не только оригинала паспорта, но и его заверенной у нотариуса копии, а вместо пенсионного удостоверения можно предъявлять справку из Пенсионного фонда о назначенной пенсии.

В России новый закон о гражданстве: Видео

Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство означает принадлежность лица к данному государству, вследствие которого на лицо распространяются суверенные права данного государства и обеспечивается защита его прав и интересов как внутри страны, так и за ее пределами. Гражданство выступает как своеобразная общая, длительная, устойчивая связь, не ограниченная территориально-пространственными границами России, как гарант, необходимое условие обеспечения лицу активного и эффективного участия в управлении делами общества и государства. Более широким по отношению к гражданству является понятие «гражданская принадлежность», означающее в соответствии с действующим российским законодательством наличие подданства или гражданства соответственно Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР, Российской Федерации или иностранного государства. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом» институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности.

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» (ст. 5) гражданами РФ являются: а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу данного Закона; б) лица, приобретшие российское гражданство по основаниям и в порядке, предусмотренном данным Законом.

Новое законодательство о гражданстве. Действовавший до 1 июля 2002 г. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве» (с изм. и доп. от 17 июня 1993 г. и от 6 февраля 1995 г.) разрабатывался в переходный период становления новой российской государственности и не мог учитывать особенностей последующего развития России и ее правовой системы, а также характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами. Отдельные положения действующего Закона не полностью согласуются с соответствующими положениями Конституции РФ, которая была принята в 1993 г., после вступления его в силу. Содержащееся в действующем Законе положение о гражданстве РФ и гражданстве республик в составе РФ не согласуется с положениями Конституции РФ о суверенитете России и верховенстве федеральных законов, о равноправии субъектов РФ, о едином и равном гражданстве независимо от оснований его приобретения, об отнесении вопросов гражданства к ведению РФ. Действовавший Закон отличался чрезмерным либерализмом в сравнении с зарубежным законодательством в области гражданства. Это в особенности касается условий приема в российское гражданство, оснований отказа в его приобретении и трактовки двойного (множественного) гражданства. Кроме того, в 1997 г. РФ присоединилась к Европейской конвенции о гражданстве.


Разработанный при участии европейских экспертов Федеральный закон о гражданстве РФ существенно отличается от ранее действовавшего Закона. Главы нового Закона по структуре и содержанию приведены в соответствие с современными российскими и международными требованиями законодательной техники. Исключены не применяемые на практике положения действующего Закона о почетном гражданстве; в отдельную главу выделены вопросы отмены решения по вопросам гражданства РФ. Новым является введение понятий «общего» и «упрощенного» порядка рассмотрения и принятия решений по вопросам гражданства. Исключены положения о приобретении гражданства в порядке признания и в порядке регистрации. Существенно изменены условия приобретения гражданства: с трех до пяти лет увеличен в качестве обычного условия приема в гражданство срок проживания на территории Российской Федерации до подачи заявления. Условия приобретения российского гражданства дополнены рядом обязательств (соблюдение Конституции и законодательства РФ, наличие законного источника существования, отказ от имеющегося иного гражданства). С учетом практики применения действовавшего Закона о гражданстве в специальную статью выделены льготные условия приема в гражданство в упрощенном порядке. Процедура восстановления в гражданстве приравнена в новом Законе о гражданстве к приобретению гражданства. При этом основным условием признается проживание на территории России. Конкретизирован и значительно расширен перечень оснований отклонения заявлений о приобретении гражданства, а также оснований отказа в выходе из российского гражданства. В более строгой логической последовательности с учетом российского законодательства, правоприменительной практики и международных стандартов изложены процедурные вопросы.

Принципы гражданства. Конституция РФ, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» закрепляют следующие принципы российского гражданства: право каждого человека в РФ на гражданство и недопустимость лишения гражданства или права его изменения; недопустимость выдачи гражданина РФ другому государству и высылки за пределы России; защита и покровительство граждан РФ, находящихся за пределами Российской Федерации; принцип единого и равного гражданства; принцип сохранения гражданства РФ за лицами, проживающими за пределами РФ; сохранение гражданства при заключении или расторжении брака; сокращение состояния безгражданства; признание двойного гражданства.
§ 2. Приобретение гражданства Российской Федерации. Общий и упрощенный порядок приобретения российского гражданства

Приобретение гражданства - это предусмотренное федеральным законом получение физическим лицом российского гражданства по признаку или причине, соответствующим одному из положений, выдвигаемым этим законом. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве» определял, что гражданство РФ приобретается:

а) в результате его признания;

б) по рождению;

в) в порядке его регистрации;

г) в результате приема в гражданство;

д) в результате восстановления в гражданстве РФ;

е) по иным обстоятельствам, предусмотренным законом.

Новый Закон о гражданстве, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., в числе оснований приобретения российского гражданства не указывает те, которые перечислены в пунктах «а» и «в».

Приобретение гражданства по рождению. Гражданство по рождению (филиация - от лат. filius - сын) означает, что ребенок приобретает гражданство родителей либо по факту рождения на определенной территории.

Для определения гражданства по рождению применяются два принципа: а) принцип «права крови», согласно которому гражданство ребенка определяется гражданством его родителей, и б) принцип «права почвы», означающий, что гражданство в данном государстве предоставляется всякому лицу, родившемуся на его территории независимо от гражданства родителей. Принцип «права крови» является приоритетным в странах Западной Европы, принцип «права почвы» - в США, некоторых других странах. Некоторые государства, в том числе Россия, применяют смешанную систему приобретения гражданства, при которой преобладающее «право крови» сочетается с влиянием «права почвы». Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» следующим образом регулирует вопросы гражданства детей: 1) если оба родителя (или единственный родитель ребенка) являются гражданами РФ, то родившийся у них ребенок является гражданином РФ независимо от места его рождения; 2) при различном гражданстве родителей, при условии, что один из них является гражданином РФ: а) если другой родитель является лицом без гражданства, то ребенок признается гражданином РФ, независимо от места рождения; б) если один из родителей - иностранец, то ребенок приобретает российское гражданство; 3) если оба родителя неизвестны, то находящийся на территории РФ ребенок признается гражданином РФ при условии, что его родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения; 4) если оба родителя состоят в гражданстве других государств, то ребенок признается гражданином РФ, если он родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ребенку своего гражданства (в этом находит отражение принцип сокращения безгражданства в РФ); 5) если ребенок родился на территории РФ, а его родители являются лицами без гражданства, то ребенок признается гражданином РФ. В соответствии с вышеупомянутым Законом гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей; гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет определяется соглашением родителей; если родители лишены родительских прав, то с изменением их гражданства гражданство детей не изменяется; если оба родителя или единственный родитель приобретает гражданство РФ или у них прекращается гражданство РФ, то соответственно изменяется гражданство детей.

Натурализация (укоренение) как способ приобретения гражданства. Натурализация или укоренение (от лат. naturalis) есть прием в гражданство лица по его заявлению (ходатайству) при соблюдении необходимых для этого условий. Лиц, приобретающих таким способом гражданство государства, именуют натурализованными гражданами. Правовой статус таких лиц фактически не отличается от тех, кто приобретает гражданство по рождению. В то же время законодательство о гражданстве некоторых стран отдает последним некоторое преимущество (в частности, при занятии должностей в государственном аппарате, избрании депутатами и др.).

Термин «натурализация» российское законодательство не использует. Действовавший до 1 июля 2002 г. Закон о гражданстве оперировал понятием «приобретение гражданства по ходатайству». Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» для характеристики натурализации вводит два понятия: «прием в гражданство РФ в общем порядке» и «прием в гражданство РФ в упрощенном порядке».

Федеральным законом «О гражданстве РФ» (п. 1 ст. 13) право приобретения российского гражданства в общем порядке предоставлено дееспособным иностранным гражданам и лицам без гражданства при достижении ими 18-летнего возраста. Указанные лица могут обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ при условии, если они: а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжает за пределы РФ для учебы или лечения не более чем на 3 месяца (п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона «О гражданстве РФ»); б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ; в) имеют законный источник средств к существованию; г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства; д) владеют русским языком (порядок определения уровня знаний устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ). Закон предусматривает обстоятельства, смягчающие прием в гражданство РФ, т.е. дающие право на сокращение указанных требований, вплоть до полного их исключения. Так, лицо, имеющее особые заслуги перед РФ, может быть принято в гражданство РФ без соблюдения перечисленных условий. До 1 года сокращается обязательный срок проживания в РФ при наличии хотя бы одного из таких оснований, как: рождение лица на территории РСФСР и состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; состояние в браке с гражданином РФ не менее 3 лет; наличие у нетрудоспособного лица дееспособных и совершеннолетних сына или дочери, имеющих гражданство РФ; наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для РФ; получение политического убежища на территории РФ; признание лица беженцем.

Упрощенный - это льготный порядок приобретения российского гражданства, исключающий в отношении определенной Законом категории лиц требование о 5-летнем сроке проживания на территории РФ. Это право предоставляется Законом (ст. 14) лицам, которые имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя - гражданина РФ; имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются лицами без гражданства. Без соблюдения всех условий, предусмотренных Законом (ч. 1 ст. 13), в гражданство РФ в упрощенном порядке принимаются являющиеся иностранными гражданами (лицами без гражданства) ребенок и недееспособное лицо, если: один из родителей ребенка - гражданин РФ; единственный родитель ребенка имеет гражданство РФ; опекуны или попечители ребенка или недееспособного лица являются гражданами РФ. Для приобретения в указанном порядке гражданства РФ во всех этих случаях родитель ребенка (являющийся гражданином РФ), опекун, попечитель ребенка или недееспособного должен обратиться с заявлением в соответствующий орган.

Восстановление в российском гражданстве. Предусмотренный законом порядок приобретения гражданства лицом, которое состояло в гражданстве данного государства, но по каким-то причинам утратило его. Такой способ приобретения гражданства РФ распространяется на бывших граждан РФ, лишенных гражданства или утративших его без их свободного волеизъявления. По сравнению с ранее действовавшим законодательством о гражданстве такой порядок представляется несколько более жестким. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» (ст. 15) иностранные граждане и лица без гражданства могут быть восстановлены в российском гражданстве в общем порядке приема в гражданство РФ. При этом срок проживания для такой категории лиц на территории РФ сокращается до 3 лет. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» устанавливает, что лица, проживавшие за рубежом и лишенные гражданства РСФСР, Российской Федерации или утратившие его без их свободного добровольного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве РФ, если они не заявят о своем нежелании признать это решение.

Оптация как способ приобретения российского гражданства. Оптация (от лат. optatio - желание) означает добровольный выбор гражданства лицом, проживающим на территории, изменившей государственную принадлежность. Федеральный закон о гражданстве (ст. 17) устанавливает, что при изменении границы РФ в соответствии с международным договором, т.е. при включении какой-либо территории в состав РФ, лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, установленные соответствующим международным договором РФ. Приобретение гражданства таким способом осуществляется без специального личного обращения (обращение требуется от тех лиц, которые по тем или иным причинам не желают приобретать российское гражданство и делают на этот счет специальное заявление) с заявлением в полномочные органы государства. Юридически приобретение гражданства путем оптации выражается выдачей паспорта гражданина РФ.

Как отмечалось, Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве» предусматривал приобретение российского гражданства в порядке признания и путем регистрации, что не характерно для действующего Закона о гражданстве*1. Изменившиеся за последнее десятилетие условия делают излишними закрепление указанных обстоятельств в качестве оснований предоставления российского гражданства.
_____
*1. В соответствии с Законом приобретение гражданства РФ в порядке признания означало законодательное подтверждение статуса гражданина РФ за лицами, проживавшими на территории РФ и состоявшими в ее гражданстве на момент вступления в действие Закона о гражданстве, т.е. с 6 февраля 1992 г. Соответственно Закону (ст. 13) гражданами РФ признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на день вступления в силу Закона. Приобретение гражданства в порядке регистрации - это упрощенный порядок приобретения лицом российского гражданства, основанного на связях с РФ его родственников либо самого ходатайствующего. Правом приобретения гражданства РФ в порядке регистрации согласно Закону от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве» обладали лица, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии являлся гражданином РФ либо на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ; граждане бывшего СССР, проживавшие на территории государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992 г. и др.

Новое законодательство о гражданстве исчерпывающе закрепляет основания отклонения заявлений о приеме и восстановлении в гражданстве РФ. Закон от 31 мая 2002 г. (ст. 16) устанавливает, что заявления могут быть отклонены в отношении лиц, которые: а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, а равно иными действиями создают угрозу безопасности РФ; б) в течение 5 лет до дня обращения с заявлениями выдворялись за пределы РФ; в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения; г) состоят на военной службе, службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства; д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами; е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или иностранного государства за преступления, признаваемые таковыми российским законодательством; ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые уголовным законом РФ; з) не имеют законного источника средств к существованию.

К основным законам, составляющим институт гражданства в Российской Федерации, относится ФЗ № 62 «О гражданстве РФ», который принят 31.05.2002. В настоящее время действует 19-я редакция от 31.12.2014. Первая часть нормативного акта дает определения и описывает общие принципы предмета регулирования ФЗ. Так, ст. 4. гласит, что гражданство одинаково и равноправно вне зависимости от канала его получения.

Россиянин не может быть принудительно отлучен от государственной принадлежности или лишен возможности отказаться от нее добровольно. ГлавыII-IX описывают процедуры принятия, отказа и восстановления государственной принадлежности, статусы отдельных групп лиц, проживающих в России, функции органов власти и др.

Получение гражданства РФ

Вступление иностранца или апатрида в гражданство России описано в ст.ст. 14–17 ФЗ № 62. Какие существуют виды :

  • по рождению (ст. 12);
  • в результате натурализации (ст.ст. 13–14);
  • путем восстановления государственной принадлежности (ст. 15 гласит, что бывший гражданин РФ может восстановить подданство через общую или упрощенную процедуру, при этом срок непрерывного пребывания кандидата от даты оформления ВНЖ (вид на жительство) до подачи заявления снижен до 3-х лет).
  • по другим основаниям (ст. 17 предполагает только оптацию в соответствии с международными договорами, то есть определение в гражданстве жителей новых регионов России; таким образом была определена принадлежность крымчан после 18.03.2014).

Человек считается гражданином по рождению, во-первых, если мать и отец (единственный родитель) - подданные Российской Федерации, во-вторых, если один родитель - россиянин, а второй - апатрид, пропал или безвестно отсутствует. Место рождения при этом не важно.

Человек признается россиянином по рождению, если он появился на свет в России, один из родителей или оба - иностранные резиденты и их страна отказывает ребенку в государственной принадлежности (т. е. он становится ЛБГ - ).

В буквальном смысле эта статья касается только детей до 18 лет (ст. 3 закона «О гражданстве РФ»), однако Конституционный Суд постановил, что ее необходимо рассматривать в комплексе с другими законодательными нормами. Об этом - Постановление КС РФ № 12 от 16.05.1996, Определения № 118 от 21.04.2005, № 235 от 24.05.2005.

Родившийся в России ребенок, родители которого неизвестны и не нашлись в течение полугода после его обнаружения, признается ее подданным. Иностранец или ЛБГ может стать гражданином РФ, подав заявление по общей или упрощенной процедуре (ст.ст. 13, 14 ФЗ № 62). Чтобы стать россиянином, соискатель должен:

  • проживать в России 5 лет или более с момента получения ВНЖ;
  • гарантировать следование Конституции и др. законам;
  • знать русский язык на базовом уровне (доказательством этого может служить свидетельство об образовании не ниже среднего школьного из учебного заведения РФ или страны, где русский используется как государственный, успешно пройденный лингвистический тест);
  • начать процесс отказа от иного подданства;
  • иметь легитимный источник доходов (п. 10 Указа Президента № 1325 определяет, какие доказательства этого может предоставить кандидат).

В некоторых случаях время непрерывного пребывания в России для кандидата может быть снижено. Кроме того, отдельные категории соискателей вправе заявить на вступление в гражданство по упрощенной процедуре (ст. 14 Федерального закона).

Прекращение гражданства РФ

Согласно ст. 4 Федерального закона россиянин не может быть отлучен от государственной принадлежности или лишен возможности сменить ее. Какие основания прекращения гражданства РФ допускает гл. III ФЗ № 62? Это:

  • самостоятельная инициатива;
  • действующее законодательство Российской Федерации или международные договоры.

Ст. 21 гласит: в случае преобразования границ страны жители земель, подвергшихся реформированию, могут отказаться от подданства РФ в установленном порядке. Человек, проживающий в России, вправе отказаться от гражданства по собственной инициативе.

Резидент РФ проходит упрощенную процедуру отказа, направляя документы в диппредставительство или консульство нашей страны за границей. Несовершеннолетний, мать или отец которого - иностранец, лишается российского подданства с согласия обоих родителей (или единственного - зарубежного подданного).

Какие существуют основания для отказа человеку, подавшему заявление на выход из гражданства? У этого лица остались определенные обязательства перед страной (долговые, воинские и т. д.); если лицо проходит ответчиком в уголовном делопроизводстве или касательно его действует обвинительный приговор; если после отказа от российской принадлежности человек станет апатридом.

Гражданство иждивенцев: детей и недееспособных

Государственная принадлежность детей до 18 лет, недееспособных и лиц, находящихся на иждивении, рассмотрены в главе V ФЗ № 62. Ребенок становится россиянином, если оба его родителя (или единственная мать или отец) получают российскую принадлежность. Несовершеннолетний лишается подданства по инициативе родителей, если хотя бы один из них становится иностранцем (и если после этого ребенок не станет апатридом).

Какие существуют особенности изменения государственной принадлежности детей? Во-первых, если один родитель становится россиянином, при этом ребенок находится в РФ, требуется согласие только этого родителя-подданного России. Также, независимо от адреса проживания несовершеннолетнего, заявление от второго родителя-апатрида не требуется.

Во-вторых, если мать или отец становится россиянином, при этом ребенок находится в чужой стране, необходимо согласие обоих родителей. В-третьих, если один из родителей становится иностранцем, он может поменять подданство своего сына или дочери с санкции второго и в случае, если при этом несовершеннолетний не станет ЛБГ.

Какие особенности имеет гражданство приемных детей? Усыновленные дети становятся подданными Российской Федерации, если приемные родители - россияне и он проживает в нашей стране (автоматически через год с даты усыновления, если заявления не последовало). Если семья россиян живет за границей или один из родителей - апатрид, требуется инициатива подданного России.


Если один из родителей - иностранец, а второй - россиянин, несовершеннолетний получает гражданство РФ по упрощенной процедуре. По упрощенной процедуре получают государственную принадлежность и подопечные и недееспособные люди (ст. 27 Федерального закона № 62).

Государственные органы и вопросы гражданства

Какие властные органы РФ занимаются вопросами государственной принадлежности? Это:

  • Президент России;
  • ГУВМ (Главное управление по вопросам миграции) МВД РФ;
  • диппредставительства и консульства РФ за границей;

Президент рассматривает вопросы приема, прекращения, восстановления в подданстве по общей процедуре, в т. ч. лиц, которые получили отказ по п.п. «г»-«и» ст. 16 ФЗ № 62; утверждает положения и указы, формирующие институт гражданства РФ; поддерживает взаимодействие между собой органов власти, ведающих вопросами государственной принадлежности и миграции. Главное управление по вопросам миграции МВД РФ по Указу Президента РФ № 156 от 5.04.2016, - федеральный орган, действующий по ст. 30 ФЗ на территории России. Какова его компетенция?

  1. Прием у населения заявлений на принятие или выход из гражданства.
  2. Проверка правдивости данных, указанных подателями заявления, при необходимости.
  3. Запрос необходимых сведений из других федеральных органов.
  4. Направление Президенту РФ запросов граждан.
  5. Исполнение президентских резолюций в сфере гражданства.
  6. Оформление подданства РФ.
  7. Рассмотрение обращений по упрощенной процедуре изменения гражданства и др.


МИД РФ, дипломатические и консульские службы осуществляют те же функции за границей в отношении резидентов России.

Изменения в ФЗ в 2017 г.

В 2017 г. в Федеральном законе № 62 предусмотрены изменения согласно ФЗ № 124 от 1.05.2016, которые вступают в силу 31.07.2016. Каким правкам подвергаются ст. 14 (об упрощенной процедуре вступления гражданства) и ст. 30 (функции ГУВМ МВД РФ)? Следует знать, что:

  • в новой редакции статьи 14 соискателям, которые получили образование в русском учебном заведении и проработали в нашей стране 3 года и более, непременным условием для получения паспорта становятся регулярные взносы в ПФ РФ (Пенсионный фонд) от работодателя;
  • для иностранцев-ИП, ведущих деятельность на территории нашей страны 3 года или более, обязательным условием становится не ежегодный оборот средств в 10 млн руб., а сумма налоговых выплат и страховых взносов в Пенсионный фонд каждый календарный год не менее 1 млн руб.;
  • инвесторы-иностранцы должны иметь долю в первоначальном капитале не менее 10 %, при этом предприятие в редакции закона до 31.07.2017 отвечает одному из условий: либо размер начального капитала или активов не менее 100 млн руб., либо минимальная сумма страховых взносов и налогов 6 млн руб. в год. В последней версии закона одновременно обязательны уставной капитал не менее 100 млн руб. и минимальный размер выплат в пользу государства - 6 млн руб.;
  • регулярные взносы в ПФР в течение 3 лет должны отчисляться на иностранца - квалифицированного сотрудника (Указ Президента № 1325 определяет, какие профессии учитываются), чтобы он смог претендовать на вступление в гражданство РФ по упрощенной процедуре.

Факты уплаты налогов и взносов после 31.07.2017 будет проверять федеральный орган, ведающий сферой гражданства, в т. ч. запрашивать информацию, составляющую налоговую или коммерческую тайну (в 20-й редакции п. «в» ст. 30 дополнен п. «в1»). ФЗ № 62 сменил прежний закон РСФСР «О гражданстве» № 1948-1 от 28.11.1991. В настоящее время институт гражданства РФ составляют еще Конституция России, касающиеся этой сферы права нормы отечественного и международного законодательств.


Вам также будет интересно