Увольнение по п ст 58. XVII. Основания для прекращения службы и увольнение из органов внутренних дел

Вчера ездил в местный госпиталь после возвращения из областного.Сперва заехал в часть. Там сказали, завтра 1 число, а ты всё ещё числишься в части. Наверное придётся писать рапорт по пункту Ж, и долечиваться уже вне работы. Ходотайство о продлении больничного даже если госпиталь запросит, не подпишем. Прошло 4 месяца, хорош наглеть. Я сказал,что при моём заболевании возможно болеть и до 10 месяцев, далее МСЭК. Соответственно был звонок в госпиталь, что что-то надо делать со мной. На приёме у хирурга всё записали в карточку, но больничный продлили до 3 марта, сказали, вперёд на ВВК. МЕд.сестра сама сбегала к начальству спросить о продлении больничного, зав. госпиталя сказал, что надо созвониться с частью. Сегодня созвонились, на завтра назначена встреча с замом в госпитале, где будет решаться что со мной делать. Уж очень все хотят ВВК. Но платной медицины ни кто не отменял.Съездил сегодня на платную консультацию к сосудистому,где оказалось не всё благополучно пока. Сегодня в кадрах вручили новое направление на ВВК, старое написано было 1,5 месяца назад, поняли,что это ерунда полная, вручили в состоянии полной нетрудоспособности.Я сказал,что вы пишете пройти ВВК по первой группе годности, а на данный момент я и по 3 группе ВВК не пройду, так как НЕ ЗДОРОВ ещё.Работать в этой структуре уже совсем не хочется. Говорю, дайте долечиться, отпуск, ВВК и досвидос, сам уйду. Лечение реально дорогостоящее по сосудам. Пока лежал в госпитале, 5 дней на меня тратилось в день 9000, далее по 4500 только одного разжижающего кровь препарата. В реальной жизни пришлось бы брать кредит. Гланое купировать этот кризис,сколько это будет, неделя, месяц, не известно, но не думаю что долго. Динамика положительная есть, цвет хотя бы ноги нормальный стал. Опухоль конечно приличная, но не всё сразу.А если уволюсь, нуда, есть возможность попасть в госпиталь, но уже на других условиях-бесплатная работа мед. сестёр(капельницы, уколы) и манная каша. А в основном лекарства свои.И что уж тут такого страшного, как будто начальство к стенке поставят и расстреляют из-за меня. Ну понятно, не всё гладко, дополнительная бумага из-за меня тратится, но ведь все же люди.Не дай бог ни кому столкнуться с такой проблемой. А тут приходится бороться и с болезнью, и с начальством,ещё и врачи подключаются. Просто всё замечательно, жизнь бурлит и кипит. Спросил на счёт аналазов МНО и ПТИ на сегодняшний день с местной больницей контракт на мед. обслуживание не заключён, в госпитале такие анализы не делают. Спросил в кадрах сегодня,что делать с анализами на кровь, последовал ответ, а зачем тебе их сдавать, дак затем, чтобы контролировать свёртываемость крови, чтобы не было новых тромбов. В общем, придётся каждую неделю сдавать платно за 530 рублей оба анализа. Ни чего лишнего-то не требую, долечиться, отпуск и всё.Ловить здесь наверное(на данный момент)не чего. Молодёжь(бывшие фанаты этой работы) и то подумывают уже, а стоит ли далее связывать жизнь с данной профессией.


УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР 1

URL: http://stalinism.narod.ru/vieux/ukaz.htm#t1

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Глава первая 2

Преступления государственные

1. Контрреволюционные преступления


1 Текст 58-й статьи приводится по: Уголовный кодекс РСФСР. С изменениями на 1 июля 1938 г. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1938. С.27-32.

2. Глава первая введена в действие со времени вступления в силу Положения о преступлениях государственных, принятого 3-й сессией III созыва Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР 25 февраля 1927 года (СЗ 1927 г. №12, ст.123).

58-1. Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и избранных ими, на основании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств Союза ССР, союзных и автономных республик или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции.

В силу международной солидарности интересов всех трудящихся такие же действия признаются контрреволюционными и тогда, когда они направлены на всякое другое государство трудящихся, хотя бы и не входящее в Союз ССР. .

58-1а. Измена Родине, т.е. действия, совершенные гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как-то: шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу,

караются высшей мерой уголовного наказания -- расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах -- лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией всего имущества. 3.

58-1б. Те же преступления, совершенные военнослужащими, караются высшей мерой уголовного наказания -- расстрелом с конфискацией всего имущества. .

58-1в. В случае побега или перелета за границу военнослужащего совершеннолетние члены его семьи, если они чем-либо способствовали готовящейся или совершенной измене, или хотя бы знали о ней, но не довели об этом до сведения властей, караются -- лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией всего имущества.

Остальные совершеннолетние члены семьи изменника, совместно с ним проживавшие или находившиеся на его иждивении к моменту совершения преступления, подлежат лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на 5 лет. .

58-1г. Недонесение со стороны военнослужащего о готовящейся или совершенной измене влечет за собой

лишение свободы на 10 лет.

Недонесение со стороны остальных граждан (не военнослужащих) преследуется согласно ст. 58-12. .

58-2. Вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных банд, захват власти в центре или на местах в тех же целях и, в частности, с целью насильственного отторгнуть от Союза ССР и отдельной союзной республики какую-либо часть ее территории или расторгнуть заключенные Союзом ССР с иностранными государствами договоры влекут за собой --

высшую меру социальной защиты -- расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства союзной республики и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнание из пределов Союза ССР навсегда, с допущением при смягчающих обстоятельствах понижения до лишения свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества. .

58-3. Сношения в контрреволюционных целях с иностранным государством или отдельными его представителями, а равно способствование каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с Союзом ССР в состоянии войны или ведущему с ним борьбу путем интервенции или блокады, влекут за собой

меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2 настоящего кодекса. .

58-4. Оказание каким бы то ни было способом помощи той части международной буржуазии, которая, не признавая равноправия коммунистической системы, приходящей на смену капиталистической системе, стремится к ее свержению, а равно находящимся под влиянием или непосредственно организованным этой буржуазии общественным группам и организациям в осуществлении враждебной против Союза ССР деятельности, влечет за собой --

лишение свободы на срок не ниже трех лет с конфискацией всего или части имущества, с повышением, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры социальной защиты -- расстрела или объявления врагом трудящихся, с лишением гражданства союзной республики и тем самым, гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда, с конфискацией имущества. .

58-5. Склонение иностранного государства или каких-либо в нем общественных групп, путем сношения с их представителями, использованием фальшивых документов или иными средствами, к объявлению войны, вооруженному вмешательству в дела Союза ССР или иным неприязненным действиям, в частности: к блокаде, к захвату государственного имущества Союза ССР или союзных республик, разрыву дипломатических сношений, разрыву заключенных с Союзом ССР договоров и т.п., влечет за собой --

58-6. Шпионаж, т.е. передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контрреволюционным организациям или частным лицам, влечет за собой --

лишение свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества, а в тех случаях, когда шпионаж вызвал или мог вызвать особо тяжелые последствия для интересов Союза ССР, -- высшую меру социальной защиты -- расстрел или объявление врагом трудящихся с лишением гражданства союзных республик и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда с конфискацией имущества.

Передача, похищение или собирание с целью передачи экономических сведений, не составляющих по своему содержанию специально охраняемой государственной тайны, но не подлежащих оглашению по прямому запрещению закона или распоряжению руководителей ведомств, учреждений и предприятий, за вознаграждение или безвозмездно организациям и лицам, указанным выше, влекут за собой --

лишение свободы на срок до трех лет. .

Примечание 1. Специально охраняемой государственной тайной считаются сведения, перечисленные в особом перечне, утверждаемом Советом народных комиссаров Союза ССР по согласованию с советами народных комиссаров союзных республик и опубликовываемом во всеобщее сведение. .

Примечание 2. В отношении шпионажа лиц, упомянутых в ст.193-1 настоящего Кодекса4, сохраняет силу ст.193-24 того же Кодекса. .

58-7. Подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы, а равно кооперации, совершенный в контрреволюционных целях путем соответствующего использования государственных учреждений и предприятий, или противодействие их нормальной деятельности, а равно использование государственных учреждений и предприятий или противодействие их деятельности, совершаемое в интересах бывших собственников или заинтересованных капиталистических организаций, влекут за собой --

58-8. Совершение террористических актов, направленных против представителей советской власти или деятелей революционных рабочих и крестьянских организаций, и участие в выполнении таких актов, хотя бы и лицами, не принадлежащими к контрреволюционной организации влекут за собой --

меры социальной защиты, указанные в ст.58-2 настоящего кодекса. .

58-9. Разрушение или повреждение с контрреволюционной целью взрывом, поджогом или другими способами железнодорожных или иных путей и средств сообщения, средств народной связи, водопровода, общественных складов и иных сооружений или государственного и общественного имущества, влечет за собой --

меры социальной защиты, указанные в ст.58-2 настоящего кодекса. .

58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.ст.58-2 -- 58-9 настоящего Кодекса), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой --

лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.

Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении, влекут за собой --

58-11. Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений, а равно участие в организации образованной для подготовки или совершения одного из преступлений, предусмотренных настоящей главой, влекут за собой --

меры социальной защиты, указанные в соответствующих статьях настоящей главы. .

58-12. Недонесение о достоверно известном, готовящемся или совершенном контрреволюционном преступлении влечет за собой --

лишение свободы на срок не ниже шести месяцев .

58-13. Активные действия или активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственной или секретной (агентура) должности при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны, влекут за собой --

меры социальной защиты, указанные в ст.58-2 настоящего кодекса. .

58-14. Контрреволюционный саботаж, т.е. сознательное неисполнение кем-либо определенных обязанностей или умышленно небрежное их исполнение со специальной целью ослабления власти правительства и деятельности государственного аппарата, влечет за собой --

лишение свободы на срок не ниже одного года, с конфискацией всего или части имущества, с повышением, про особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры социальной защиты -- расстрела, с конфискацией имущества. .

Примечания

1. Текст 58-й статьи приводится по: Уголовный кодекс РСФСР. С изменениями на 1 июля 1938 г. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1938. С.27-32.

2. Глава первая введена в действие со времени вступления в силу Положения о преступлениях государственных, принятого 3-й сессией III созыва Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР 25 февраля 1927 года (СЗ 1927 г. №12, ст.123).

3. Ст.ст. 58-1а -- 58-1г введены в действие со времени введения в действие пост. ЦИК СССР 8 июня 1934 г. (СЗ №33, ст.255).

4. То есть военнослужащих.


Логинов Анатолий Анатольевич

Статья 58 и современные УК

Журнал "Самиздат". URL: http://samlib.ru/l/loginow_a_a/58st.shtml , URL: http://samlib.ru/comment/l/loginow_a_a/58st?&COOK_CHECK=1

Комментарии: 80, последний от 12/01/2014.
Copyright Лысков. ([email protected])
Размещен: 22/10/2012, изменен: 02/01/2013. 24k. Статистика.
Статья: Публицистика
Аннотация:
Отрывок из книги Д. Лыскова "Запретная правда о "сталинских репрессиях". "Дети Арбата" лгут!" с моими комментариями.

Часто встречается точка зрения, что все репрессии по политическим мотивам (по так называемой 58-й статье) незаконны и вообще являются признаком тоталитарности коммунистического режима.(вступление мое, остальной текст заимствован у Д.Лыскова)

В силу этого интересно привести текст статьи целиком. Автор лишь позволит себе снабдить его необходимыми комментариями в связи со спецификой юридического языка и тем, что за тяжеловесными оборотами могут остаться незамеченными важные составляющие документа. Текст статьи приводится по электронной версии сайта "Досье Калинина" со ссылкой на "Уголовный кодекс РСФСР. С изменениями на 1 июля 1938 г.".

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Глава первая

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

1. Контрреволюционные преступления

58-1.Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских Советов и избранных ими, на основании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств Союза ССР, союзных и автономных республик или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции.

В силу международной солидарности интересов всех трудящихся такие же действия признаются контрреволюционными и тогда, когда они направлены на всякое другое государство трудящихся, хотя бы и не входящее в Союз ССР.

Часть 1 статьи 58 дает определение понятию "Контрреволюционное преступление". "Революционными" в ней названы "основные хозяйственные, политические и национальные завоевания пролетарской революции", то есть существующий строй, а также органы власти СССР. Соответственно "контрреволюционными" считаются преступления против существующего строя. Современным аналогом является Раздел 10 УК РФ "Преступления против государственной власти" и входящие в него 29-я глава "Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства", а также гл. 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". Нестандартной является лишь приписка про "другое государство трудящихся", впрочем, на тот момент таких в мире существовало только два - Монголия и Тува. *** Мой комментарий: Вообще-то в настоящее время вполне можно констатировать наличие международной системы наказаний за определенные преступления (смотрим Гаагский трибунал, или арест и суд над генералом Норьегой). По моему - вполне укладывается в логику данной статьи. Если можно наказывать за "преступление против человечности" граждан других государств (причем не совершивших этих преступлений в государстве, где идет суд), почему нельзя наказывать за "контрреволюционную деятельность"? 58-1а. Измена Родине, т. е. действия, совершенные гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как то: шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу, караются высшей мерой уголовного наказания - расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией всего имущества. Комментарий автора: Обращает на себя внимание необычная по сегодняшним меркам часть статьи, касающаяся "бегства или перелета за границу". Нужно отметить, что речь идет не о выезде за границу (вопросы выезда регламентировались совсем другими документами), а именно о "бегстве или перелете", что приравнивается, по смыслу, к "переходу на сторону врага". Такая трактовка не должна удивлять, учитывая, что Советская Россия и позже СССР с 1917 года находились в условиях идеологического и военно-политического противостояния с ведущими капиталистическими странами мира, в дипломатической и экономической изоляции, постепенное преодоление которой началось лишь с середины 30-х годов XX века. *** Мой комментарий - УК РФ. Статья 275. Государственная измена: ...то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации,... Ну, оказание помощи иным путем может включать, с моей точки зрения и бегство (или переход) через границу человека, владеющего гостайнами. 58-1б. Те же преступления, совершенные военнослужащими, караются высшей мерой уголовного наказания - расстрелом с конфискацией всего имущества. 58-1 в. В случае побега или перелета за границу военнослужащего совершеннолетние члены его семьи, если они чем-либо способствовали готовящейся или совершенной измене, или хотя бы знали о ней, но не довели об этом до сведения властей, караются - лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией всего имущества. Остальные совершеннолетние члены семьи изменника, совместно с ним проживавшие или находившиеся на его иждивении к моменту совершения преступления, подлежат лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на 5 лет. Комментарий автора: Здесь мы встречаем печально знаменитую "ответственность семей врагов народа". Важно, что применяется оно лишь к семьям изменников-военнослужащих, бездействие которых при знании об измене или пособничество измене также трактуются как предательство. Нужно также отметить, что, согласно исследованию В. Земскова "ГУЛАГ (историко-социологический аспект)", наказание в сталинских лагерях по "58-1в" отбывали 0,6 процента от осужденных по 58-й статье. Мой комментарий - УК: Статья 33. Виды соучастников преступления Вот вам и практически 58-1в. 58-1 г. Недонесение со стороны военнослужащего о готовящейся или совершенной измене влечет за собой лишение свободы на 10 лет. Недонесение со стороны остальных граждан (не военнослужащих) преследуется согласно ст.58-12. Комментарий автора: Не менее знаменитый пункт "О недоносительстве". И вновь речь идет не о доносе о любом правонарушении, а именно о сокрытии информации об измене Родине. Разная ответственность для военнослужащих и гражданских лиц не является спецификой законодательства 30-х, применяется она поныне. Далее, чтобы проследить логику составителей статьи, перейдем сразу к 12-му пункту, касающемуся ответственности для граждан. 58-12.Недонесение о достоверно известном, готовящемся или совершенном контрреволюционном преступлении влечет за собой - лишение свободы на срок не ниже шести месяцев. Комментарий автора: С современной точки зрения пункт выглядит необоснованно жестоко. Конечно, предотвращение (или непредотвращение) антигосударственных преступлений - дело совести каждого гражданина. Такова точка зрения, общепринятая сегодня. И снова обратим внимание, что речь в 58-12 идет не о "доносительстве" как таковом, а об ответственности за недонесение о "достоверно известном" контрреволюционном преступлении. **** Мой комментарий: смотрим современный УК РФ. Вроде бы недонесение о преступлении не преследуется, но: УК: Статья 33. Виды соучастников преступления 1. Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник.... 5. Пособником признается лицо... заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем. Вот вам и практически 58-12-я. Вы не донесли о "достоверно известном" к\р. преступлении - скрыли следы преступления. А обещали вы или нет - это уж суд решит... самый басманный в мире, как известно. 58-2.Вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных банд, захват власти в центре или на местах в тех же целях и, в частности, с целью насильственно отторгнуть от Союза ССР и отдельной союзной республики какую-либо часть ее территории или расторгнуть заключенные Союзом ССР с иностранными государствами договоры влекут за собой - высшую меру социальной защиты - расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства союзной республики и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнание из пределов Союза ССР навсегда, с допущением при смягчающих обстоятельствах понижения до лишения свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества. 58-3. Сношения в контрреволюционных целях с иностранным государством или отдельными его представителями, а равно способствование каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с Союзом ССР в состоянии войны или ведущему с ним борьбу путем интервенции или блокады, влекут за собой - меры социальной защиты, указанные в ст.58-2 настоящего кодекса. Комментарий автора: По сути, речь идет об ответственности за контакты с иностранными государствами или их представителями с целью свержения существующего строя. Карается современными УК различных стран. *** Мой комментарий - УК РФ. Статья 275. Государственная измена. Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти.Статья 279. Вооруженный мятеж. Полное совпадение... 58-4. Оказание каким бы то ни было способом помощи той части международной буржуазии, которая, не признавая равноправия коммунистической системы, приходящей на смену капиталистической системе, стремится к ее свержению, а равно находящимся под влиянием или непосредственно организованным этой буржуазией общественным группам и организациям в осуществлении враждебной против Союза ССР деятельности, влечет за собой - лишение свободы на срок не ниже трех лет с конфискацией всего или части имущества, с повышением, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры социальной защиты - расстрела или объявления врагом трудящихся, с лишением гражданства союзной республики и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда, с конфискацией имущества. Комментарий автора: Если отбросить диковатый на современный взгляд слог, речь идет о прямом пособничестве силам, стремящимся к свержению государственного строя СССР. *** Мой комментарий: Примерные аналоги в УК РФ - Статья 275. Государственная измена. Статья 282/1. Организация экстремистского сообщества.Статья 282/2. Организация деятельности экстремистской организации 58-5. Склонение иностранного государства или каких-либо в нем общественных групп, путем сношения с их представителями, использования фальшивых документов или иными средствами, к объявлению войны, вооруженному вмешательству в дела Союза ССР или иным неприязненным действиям, в частности: к блокаде, к захвату государственного имущества Союза ССР или союзных республик, разрыву дипломатических сношений, разрыву заключенных с Союзом ССР договоров и т. п., влечет за собой - меры социальной защиты, указанные в ст.58-2 настоящего кодекса. Комментарий автора: В Уголовном кодексе РФ в редакции 1996 года входит в главу 34 "Преступления против мира и безопасности человечества". Статья 353 гласит: "Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны - наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет". 58-6. Шпионаж, т. е. передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контрреволюционным организациям или частным лицам, влечет за собой - лишение свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества, а в тех случаях, когда шпионаж вызвал или мог вызвать особо тяжелые последствия для интересов Союза ССР, - высшую меру социальной защиты - расстрел или объявление врагом трудящихся с лишением гражданства союзных республик и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда, с конфискацией имущества. Передача, похищение или собирание с целью передачи экономических сведений, не составляющих по своему содержанию специально охраняемой государственной тайны, но не подлежащих оглашению по прямому запрещению закона или распоряжению руководителей ведомств, учреждений и предприятий, за вознаграждение или безвозмездно организациям и лицам, указанным выше, влекут за собой - лишение свободы на срок до трех лет. Примечание 1. Специально охраняемой государственной тайной считаются сведения, перечисленные в особом перечне, утверждаемом Советом народных комиссаров Союза ССР по согласованию с Советами народных комиссаров союзных республик и опубликовываемом во всеобщее сведение. Примечание 2. В отношении шпионажа лиц, упомянутых в ст. 193-1 настоящего кодекса, сохраняет силу ст. 193-24 того же кодекса. Мой комментарий: Смотрим УК РФ и находим: Статья 275. Государственная измена, Статья 276. Шпионаж Практически полное совпадение... 58-7. Подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы, а равно кооперации, совершенный в контрреволюционных целях путем соответствующего использования государственных учреждений и предприятий, или противодействие их нормальной деятельности, а равно использование государственных учреждений и предприятий или противодействие их деятельности, совершаемое в интересах бывших собственников или заинтересованных капиталистических организаций, влекут за собой - меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2 настоящего кодекса. 58-8.Совершение террористических актов, направленных против представителей Советской власти или деятелей революционных рабочих и крестьянских организаций, и участие в выполнении таких актов, хотя бы и лицами, не принадлежащими к контрреволюционной организации, влекут за собой - меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2 настоящего кодекса. 58-9. Разрушение или повреждение с контрреволюционной целью взрывом, поджогом или другими способами железнодорожных или иных путей и средств сообщения, средств народной связи, водопровода, общественных складов и иных сооружений или государственного и общественного имущества, влечет за собой - меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2 настоящего кодекса. Мой комментарий: Смотрим УК РФ и находим:Статья 281. Диверсия.Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля 58-10.Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст. ст. 58-2 - 58-9 настоящего Кодекса), а равно распространение, или изготовление, или хранение литературы того же содержания влекут за собой - лишение свободы на срок не ниже шести месяцев. Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении, влекут за собой - меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2 настоящего кодекса.

ПРИКАЗ
от 14 декабря 1999 г. № 1038
"Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации"

XVII. Основания для прекращения службы и увольнение из органов внутренних дел

17.1. Прекращение службы в органах внутренних дел оформляется приказом. При этом увольнение сотрудников производится соответствующими начальниками в пределах компетенции, установленной статьей 60 Положения.

17.2. Основания увольнения сотрудников предусмотрены статьей 58 Положения.

17.3. Увольнение по болезни либо ограниченному состоянию здоровья (пункты "ж", "з" статьи 58 Положения) производится при наличии заключения военно-врачебной комиссии о негодности или ограниченной годности сотрудника к службе.

17.4. Если увольнение в связи с нарушением условий контракта (пункт "д" статьи 58 Положения) осуществляется по инициативе сотрудника, то начальник органа внутренних дел обязан в двухнедельный срок провести проверку сведений о нарушении и в пределах предоставленных полномочий принять одно из следующих решений: разработать меры по устранению нарушений условий контракта, предложить сотруднику написать рапорт о его согласии с принятыми мерами, продолжении службы в органе внутренних дел и отзыве предыдущего рапорта; уволить сотрудника со службы с его согласия в связи с нарушением по вине начальника органа внутренних дел условий контракта, которые не могут быть им устранены. Если решение вопроса об увольнении выходит за пределы компетенции начальника, то он обязан незамедлительно направить рапорт и материалы проверки вышестоящему начальнику, имеющему такое право. В приказе об увольнении сотрудника из органов внутренних дел после ссылки на пункт "д" статьи 58 Положения указывается, какой стороной было допущено нарушение условий контракта.

17.5. Увольнение по сокращению штатов (пункт "е" статьи 58 Положения) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность.

17.6. В случае увольнения сотрудника по служебному несоответствию в аттестационном порядке (пункт "и" статьи 58 Положения) составленная на него аттестация должна содержать объективное и всестороннее обоснование его профессиональной непригодности. Такой вывод должен вытекать из результатов служебной деятельности, отношения к делу данного сотрудника, практики соблюдения им дисциплины и норм законодательства Российской Федерации, анализа его личных качеств, поведения, степени профессиональной подготовленности.

17.7. При увольнении сотрудника за грубое нарушение либо систематические нарушения дисциплины (пункт "к" статьи 58 Положения) необходимо исходить из требований статьи 34 Положения. При этом в аттестации подробно отражаются сущность и характер совершенных сотрудником нарушений, а также несоблюдение им требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок и условия выполнения возложенных на него обязанностей. 17.8. Увольнение сотрудника по пунктам "к", "л" статьи 58 Положения осуществляется, как правило, в порядке реализации приказа о дисциплинарном взыскании и с учетом требований статей 17 и 39 Положения. 17.9. Увольнение сотрудника в связи с нарушением им условий контракта, а также по пунктам "к", "л", "м" статьи 58 Положения влечет имущественные последствия, предусмотренные статьей 61 Положения.

17.10. Решения об оставлении сотрудников на службе сверх установленного для них предельного возраста принимаются начальниками, имеющими право назначения этих сотрудников на должность, путем утверждения персональных списков (приложение 14). Списки сотрудников органов внутренних дел, оставляемых на службе сверх установленного возраста, составляются кадровыми подразделениями ежегодно к 1 марта. Они составляются раздельно для сотрудников, которым срок службы продлевается впервые и повторно, на основании их рапортов и ходатайств непосредственных начальников. В ходатайствах излагаются выводы последней аттестации, краткая характеристика деловых и нравственных качеств сотрудника, иные сведения и обстоятельства, которые могут иметь значение для принятия решения, а также указывается, до какого времени (месяц, год) предлагается оставить сотрудника на службе в органах внутренних дел. Военно-врачебной комиссией МВД России дается оценка состояния здоровья сотрудника, свидетельствующая об отсутствии у него противопоказаний для службы в занимаемой должности. . Принятые решения об оставлении сотрудников на службе сверх установленного для них предельного возраста или отказе в этом объявляются сотрудникам лично непосредственными начальниками. Утвержденные персональные списки направляются в кадровые подразделения по месту службы сотрудников и хранятся в установленном порядке. На основании поступивших документов в личных делах сотрудников, оставленных на службе, в раздел 10 послужного списка вносится соответствующая запись. Ходатайства и рапорта приобщаются к личным делам сотрудников.

17.11. Перед представлением сотрудников к увольнению уточняются данные о прохождении ими службы, подтверждаются периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно в льготном исчислении. Согласно законодательству исчисляется выслуга лет для назначения пенсии, которая объявляется сотруднику.

17.12. О предстоящем увольнении со службы сотрудники ставятся в известность уведомлением (приложение 15), вручаемым сотруднику под расписку. В случае отказа сотрудника от получения уведомления кадровым подразделением составляется об этом в установленном порядке соответствующий акт, а официальное уведомление об увольнении из органов внутренних дел направляется заказным письмом. Кроме того, с сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения, разъясняются льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и другие вопросы. К участию в беседах с увольняемыми по их просьбе могут быть приглашены представители кадровых, юридических, медицинских и финансовых подразделений, а также, по решению начальника органа внутренних дел, профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников органов внутренних дел. Если в ходе беседы с увольняемыми сотрудниками ставятся вопросы, которые не могут быть разрешены органом внутренних дел, начальники, проводящие беседы, докладывают эти вопросы на решение вышестоящего прямого начальника.

17.13. До представления к увольнению сотрудники направляются для освидетельствования на военно-врачебную комиссию с целью установления степени годности к военной службе. Заключения военно-врачебной комиссии учитываются при определении основания увольнения. На военно-врачебные комиссии могут не направляться сотрудники, увольняемые по пунктам "б", "к", "л" статьи 58 Положения, а также по другим основаниям в случае их отказа от освидетельствования на военно-врачебной комиссии, оформленного рапортом на имя начальника, имеющего право увольнения этих сотрудников. Сотрудники, увольняемые по пунктам "к", "л", "м" статьи 58 Положения (если они не осуждены к лишению свободы), могут по их просьбе направляться кадровыми подразделениями органов внутренних дел для медицинского освидетельствования на военно-врачебные комиссии после увольнения со службы. Сотрудники, не имеющие права на пенсию по выслуге срока службы, но признанные военно-врачебными комиссиями негодными к службе, направляются на освидетельствование на медико-социальную экспертную комиссию (далее - МСЭК). Лица, имеющие другие формулировки заключения военно-врачебной комиссии о степени годности к службе, могут быть направлены для освидетельствования на МСЭК только по их просьбе. В таком же порядке направляются для медицинского освидетельствования сотрудники, имеющие право на пенсию по выслуге установленного срока службы и признанные военно-врачебными комиссиями негодными к службе. В случае уклонения увольняемого сотрудника от освидетельствования военно-врачебной комиссией об этом делается отметка в представлении на увольнение и составляется соответствующее заключение, которое подписывается сотрудниками кадрового подразделения. Заключение хранится в личном деле сотрудника.

17.14. На сотрудников, подлежащих увольнению, соответствующими прямыми начальниками на имя начальника, имеющего право их увольнения, направляются представления к увольнению из органов внутренних дел. К представлению прилагаются: заявление сотрудника, если увольнение производится по его инициативе; заключение военно-врачебной комиссии; заключение об обстоятельствах, причинах и виновных лицах в нарушении условий контракта (на сотрудников, представляемых к увольнению по пункту "д" статьи 58 Положения); заключение по материалам служебных проверок (на сотрудников, представляемых к увольнению по пунктам "к", "л" статьи 58 Положения); аттестация (на сотрудников, представляемых к увольнению по пунктам "и", "к", "л" статьи 58 Положения); копии приговоров судов (на сотрудников, представляемых к увольнению по пункту "м" части первой статьи 58 Положения и "н" статьи 19 Закона о милиции); решение суда чести (в случае рассмотрения проступка увольняемого судами чести); иные документы, имеющие существенное значение для принятия решения об увольнении сотрудника.

17.15. При определении основания для увольнения сотрудника учитываются его возраст, состояние здоровья, работоспособность, выслуга срока службы, отношение к службе. Принимаются во внимание права и льготы увольняемым со службы в выплате пособий, в жилищном и медицинском обеспечении, предоставляемые в зависимости от оснований увольнения в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Положением.

При увольнении сотрудников из органов внутренних дел применение формулировок, не предусмотренных статьей 58 Положения, запрещается. Если имеются основания для применения двух и более формулировок увольнения положительно аттестуемого сотрудника, указывается та из них, которая дает право на получение наибольших льгот, гарантий, компенсаций и преимуществ. Начальники органов внутренних дел и кадровых подразделений несут ответственность за правильное определение оснований увольнения сотрудников.

17.16. Сотруднику, уволенному из органов внутренних дел, соответствующее кадровое подразделение в день увольнения выдает под расписку трудовую книжку с записью об увольнении, знакомит с приказом об увольнении либо вручает заверенную копию приказа, возвращает военный билет и указывает на необходимость в двухнедельный срок прибыть в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет.

17.17. Уволенные сотрудники снимаются со специального учета МВД России и передаются кадровыми подразделениями на воинский учет в военные комиссариаты по месту жительства для зачисления в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, если они не достигли предельного возраста, установленного Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"" для граждан, пребывающих в запасе и имеющих соответствующие воинские звания, и по состоянию здоровья годные к военной службе, либо в отставку, если они достигли предельного возраста пребывания в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации или признаны негодными к военной службе по состоянию здоровья либо для призыва на военную службу.

17.18. Исключение из списков личного состава органов внутренних дел сотрудников, умерших (погибших), признанных судом безвестно отсутствующими, а также лишенных специальных званий по приговору суда, в звании от полковника милиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции и выше производится приказами Министра внутренних дел Российской Федерации по представлению начальников органов внутренних дел, а сотрудников в звании до подполковника милиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции - приказами соответствующих начальников, имеющих право увольнения этих лиц. В приказе об исключении увольняемых лиц из списков указывается основание данного акта (например, решение о признании сотрудника безвестно отсутствующим или лишении специального звания, свидетельство о смерти, документ, удостоверяющий прекращение гражданства Российской Федерации).

17.19. После издания приказов об увольнении сотрудников из органов внутренних дел основания такого увольнения изменению не подлежат, если при этом не были допущены нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и не вскрыты новые обстоятельства, связанные с увольнением.

17.20. Гражданин, увольняемый из органов внутренних дел, имеет право в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении обжаловать его в суде (статья 62 Положения). Гражданин, уволенный из органов внутренних дел, имеет право до направления жалобы в суд обратиться в порядке, установленном статьей 66 Положения, в вышестоящий орган внутренних дел за разъяснением или решением вопроса о восстановлении на службе.

17.21. Архивные личные дела бывших сотрудников органов внутренних дел, находящиеся на хранении в органе внутренних дел, уволившем сотрудника, или находящиеся на хранении в архиве соответствующего органа внутренних дел высылаются незамедлительно по запросам других органов внутренних дел.

XVIII. Восстановление в должности, специальном звании и на службе в органах внутренних дел

18.1. Сотрудники органов внутренних дел, признанные в установленном порядке незаконно или необоснованно перемещенными по службе, отстраненными от занимаемой должности либо пониженными в должности, сниженными в специальном звании, а также незаконно уволенными из органов внутренних дел, подлежат восстановлению соответственно в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел.

18.2. При невозможности восстановления в ранее занимаемой штатной должности вследствие реорганизации и ликвидации органа внутренних дел (подразделения), сокращении ранее занимаемой штатной должности, наличии иных законных оснований, препятствующих восстановлению в ранее занимаемой штатной должности, сотрудник назначается с его согласия на должность, соответствующую прежней по роду деятельности, равную по должностному окладу и предельному специальному званию.

18.3. Сотрудники органов внутренних дел, признанные в установленном порядке незаконно или необоснованно перемещенными по службе, отстраненными от занимаемой должности либо пониженные в должности, восстанавливаются в прежней штатной должности приказами начальников, которым предоставлено право назначения на должность, либо приказами вышестоящих начальников в пределах предоставленной компетенции.

18.4. Восстановление в прежнем специальном звании сотрудников, состоящих в должностях младшего начальствующего состава, производится приказами начальников, принявших ранее решение о снижении их в звании, либо вышестоящих начальников.

18.5. Основанием для издания приказа о восстановлении сотрудников являются решение суда, утвержденные в установленном порядке заключения служебных проверок с выводом о необоснованности либо неправомерности решения о перемещении по службе, отстранении от занимаемой должности или понижении в должности, снижении в специальном звании. В заключениях по фактам незаконного или необоснованного снижения в специальном звании и в приказах о восстановлении в прежнем специальном звании указываются периоды, засчитываемые в выслугу для присвоения очередного специального звания. Сотрудники, признанные незаконно уволенными из органов внутренних дел, восстанавливаются на службе приказами начальников, которым предоставлено право назначения на должность, либо вышестоящих начальников. Основанием для издания приказов о восстановлении на службу являются утвержденные указанными начальниками заключения служебных проверок, а также вступившие в силу решения суда о признании увольнения незаконным.

Для лиц, уволенных в связи с осуждением за преступление после вступления обвинительного приговора в законную силу, а также для лиц, лишенных по данной причине специальных званий, но затем реабилитированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, основанием для восстановления на службе и в специальном звании являются соответствующие документы о реабилитации. В заключениях о восстановлении сотрудников на службе в органах внутренних дел и специальном звании указываются периоды, засчитываемые в выслугу лет, дающую право на пенсию, а также на получение процентной надбавки за выслугу лет, в выслугу в специальном звании. Засчитываемые в службу периоды указываются в приказе о восстановлении сотрудника на службе в органах внутренних дел и специальном звании.

Указанные периоды засчитываются в службу в календарном либо льготном исчислении в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Лицам, уволенным в связи с осуждением за преступление после вступления обвинительного приговора в законную силу и впоследствии реабилитированным) время отбывания наказания и содержания под стражей засчитывается в выслугу срока службы для получения пенсии в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18.6. Заключения по материалам служебных проверок, а также копии приказов о восстановлении в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел приобщаются к личным делам сотрудников. Представления к восстановлению сотрудников в прежних специальных званиях направляются: для лиц младшего начальствующего состава - в кадровые подразделения органов внутренних дел, начальники которых приняли решение о снижении в специальном звании; для лиц среднего и старшего начальствующего состава - в ГУКиКП МВД России.

18.7. Сотрудникам органов внутренних дел, уволенным со службы в связи с осуждением за преступление, а затем реабилитированным в установленном порядке, возмещение причиненного ущерба осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Сотрудникам органов внутренних дел, незаконно или необоснованно перемещенным по службе, пониженным в должности или в специальном звании, уволенным из органов, выплачивается денежное довольствие по должности, с которой они были уволены, и по специальному званию, в котором они состояли, за период до их восстановления в должности, специальном звании или на службе в органах внутренних дел, но не более чем за один год, а сотрудникам, которые в период увольнения и до восстановления на службе работали на предприятиях, в учреждениях и организациях, занимались предпринимательской деятельностью, компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым по последней должности в органах внутренних дел, и фактическим заработком в период вынужденного перерыва в службе.

18.8. В приказах о восстановлении сотрудников в должности, специальном звании на службе указываются их должности, должностные оклады и установленные надбавки и периоды, за которые им выплачивается денежное довольствие.

18.9. Должностное лицо органов внутренних дел, принявшее решение о перемещении по службе, понижении в должности, снижении в специальном звании, увольнении из органов внутренних дел с явным нарушением закона или задержавшее исполнение решения о восстановлении в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел, несет дисциплинарную ответственность и возмещает ущерб, причиненный органу внутренних дел в связи с выплатами сотруднику, произведенными по причине незаконного или необоснованного перемещения по службе, понижения в должности либо снижения в специальном звании, увольнения из органов внутренних дел, в размерах, установленных законодательством Российской Федерации о труде.

XIX. Присвоение специальных званий и исчисление выслуги лет работникам суда и прокуратуры, перешедшим на службу в органы внутренних дел

19.1. Работникам суда и прокуратуры, поступившим на службу в органы внутренних дел, после назначения их на соответствующие должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава присваиваются специальные звания с учетом их квалификационных классов и классных чинов в порядке, определенном постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. № 656 "О порядке присвоения специальных званий работникам суда и прокуратуры, поступившим на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, и исчисление выслуги лет на получение

XX. Порядок отдания почестей при погребении сотрудников органов внутренних дел.

20.1. Отдание почестей при погребении сотрудников органов внутренних дел осуществляется по решению начальника органа (подразделения) внутренних дел, согласованному в необходимых случаях с соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

20.2. Отдание почестей осуществляется при погребении: сотрудников, погибших (умерших) во время пребывания на службе в органах внутренних дел; лиц старшего и высшего начальствующего состава, прослуживших в органах внутренних дел 20 и более лет (в календарном исчислении), а также не прослуживших указанного срока, но имевших особые заслуги и умерших после окончания службы (в указанную выслугу лет засчитываются периоды (в календарном исчислении), предусмотренные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941); лиц, имеющих почетное звание "Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации", награжденных почетным знаком "Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации"; лиц, умерших после увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученного в период прохождения службы.

20.3. Погребение сотрудников, погибших (умерших) во время пребывания на службе в органах внутренних дел, осуществляется, как правило, по месту их последней службы.

20.4. Организация похорон сотрудников, погибших (умерших) во время пребывания на службе в органах внутренних дел, возлагается на их прямых начальников.

20.5. Организация похорон сотрудников, прослуживших в органах внутренних дел 20 лет и более (в календарном исчислении), а также не прослуживших указанного срока, но имевших особые заслуги и умерших после окончания службы и не работавших ко дню смерти в организациях иной ведомственной принадлежности, возлагается на МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, РУБОП по последнему месту службы умершего или МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по последнему месту его жительства. По просьбе близких родственников погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел может быть осуществлена перевозка их тел для захоронения по месту жительства родственников. Начальник органа (подразделения) внутренних дел в день установления факта гибели (смерти) сотрудника обязан известить об этом ближайших родственников и создать комиссию по организации похорон. 20.6. Комиссия по организации похорон:
по согласованию с родственниками умершего, с учетом местных условий определяет порядок, место проведения траурных мероприятий и захоронения, распределяет обязанности членов комиссии;
получает необходимые документы (заключение о смерти, свидетельство о смерти и другие документы);
организует доставку одежды и гроба к месту нахождения погибшего (умершего);
готовит портрет погибшего (умершего) и некролог;
определяет место установки гроба с телом погибшего (умершего);
организует доставку его к этому месту и порядок прощания с погибшим (умершим);
назначает лицо, ответственное за доставку орденов и медалей к месту прощания с погибшим (умершим) и передачу по окончании похорон орденов и медалей в соответствующее кадровое подразделение для возвращения родственникам погибших (умерших);
решает вопросы приобретения ритуальных принадлежностей, выделения автотранспорта, наряжения оркестра, почетного караула, почетного эскорта, выделения сотрудников для сопровождения гроба, несения портрета, венков, подушечек с орденами и медалями, крышки гроба, выполнения отдельных поручений. В ходе похорон допускается проведение религиозных обрядов.

20.7. Сотрудников, погибших (умерших) во время пребывания на службе в органах внутренних дел, а также бывших сотрудников хоронят, как правило, в форменной одежде. На крышку гроба прикрепляется летний форменный головной убор (фуражка). Каждый орден прикрепляется к отдельной подушечке; несколько медалей могут прикрепляться к одной подушечке. Форма одежды сотрудников, присутствующих на похоронах, определяется начальником органа внутренних дел. При проведении церемонии погребения и отдания почестей на левом рукаве носится траурная лента.

20.8. Церемония похорон организуется применительно к требованиям Устава гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации с учетом местных условий и возможностей и, как правило, включает в себя: выставление к гробу почетного караула (часовых) из числа сотрудников органа внутренних дел, в форменной одежде, с оружием (автоматами); выставление к гробу почетных часовых - руководителей и сотрудников органа внутренних дел, представителей общественности; выделение почетного эскорта для сопровождения гроба; проведение траурной церемонии прощания (траурного митинга); отдание воинских почестей - троекратного ружейного салюта при опускании гроба с телом покойного в могилу (кремировании), исполнение Государственного гимна Российской Федерации.

20.9. Оплата расходов на погребение, а также на изготовление и установку надгробных памятников производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников".